Эксперт рассказал о тенденциях на рынке торгового ритейла

Маркетинг
26 Апреля 2021
Поделиться с коллегами

Структура потребительских расходов и девальвационные ожидания будут обуславливать развитие объектов торгового ритейла в 2021 г. Таким мнением поделился управляющий директор, партнер Colliers Денис Четвериков.

Он отметил, что в 2020 г в Минске был введен ряд объектов площадью 71,5 тыс кв м. Показатель ввода объектов торговой недвижимости на уровне планов сохраняет тенденцию к росту.

2020 год был достаточно турбулентным для части торговых операторов. В 2021 г с рынка ушла сеть BIGZZ.


Рис.: динамика ввода новых площадей и объем рынка торговой недвижимости, Денис Четвериков

Диапазоны ставок арендной платы в 2020 г сохранились, однако стало заметно снижение среднего показателя по рынку. По-прежнему сохраняется дифференциация состояний между объектами в зависимости от их популярности.


Рис.: ставки арендных платежей в торговой недвижимости в зависимости от площади объектов, в евро, без НДС.

«Показатель вакантности в 2020 г не вырос, однако наблюдалась активная ротация внутри объектов. Пандемия COVID-19 прошлой весной ударила по ряду арендаторов, однако на пустующие помещения быстро была найдена замена. Отдельные торговые центры даже смогли снизить вакантность за 2020 г, среди них ТЦ Galleria, ТЦ Palazzo, ТЦ Момо», - указал эксперт.

Традиционно крупных сделок в сегменте торговой недвижимости немного, в 2020 г их стало еще меньше. За 2020 г были заключены 4 крупные сделки на 8,6 млн долл, в то время как за 2019 г было 5 сделок на 58,8 млн долл.

В сегменте торгового ритейла эксперт выделил следующие тенденции:

  •  посещаемость успешных торговых центров находится на достаточно высоких уровнях, вернувшись, в основном, к докризисным показателям;

  •  при этом мелкий ритейл (street retail) более заметно отреагировал на ситуацию, в частности, возможно потому, что в значительной части состоит из площадей общественного питания: ставки аренды снизились в среднем на 15-25%, вакантных помещений стало больше;

  •  на рынке продовольственных сетей происходят изменения: исчезла сеть BIGZZ, непростые времена переживает сеть Green, развиваются «Соседи», «Виталюр»; возможно, появятся новые игроки на рынке фуд-ритейла или еще больше поменяется баланс сил среди существующих;

  •  крупные международные бренды по-прежнему работают в Беларуси и не уходят, однако, новые международные fashion-ритейлеры не спешат заходить в Беларусь;

  •  серьезных изменений форматов торгового пространства пока не видно, но, помимо того, что крупный ритейл достаточно инертный формат, тут еще надо учитывать белорусский реалии, в которых все новое приходит небыстро.

«Что касается прогнозов, то пока мы находимся в рамках сценария, не предусматривающего каких-либо серьезных изменений и вызывающего опасения за дальнейшие макроэкономические и рыночные показатели. Текущая ситуация непростая для рынков недвижимости, в том числе для ритейла, в плане принятия решений. И это, пожалуй, самый главный вызов на сегодня», - отметил Денис Четвериков.

Эксперт считает, что дальнейшее развитие ритейла в 2021 г в значительной степени обусловлено текущей ситуацией в Беларуси: ожиданиями по возможному изменению структуры потребительских расходов и уровня доходов населения, девальвационными ожиданиями. Несмотря на большое количество заявленных к вводу на ближайшую перспективу площадей, маловероятно, что сколько-нибудь значимая часть из них будет введена в 2021 г. 


Альфа Эксперт
МАРТ рассказал о новшествах в регулировании интернет-торговли и основных тенденциях рынка
Альфа Эксперт
Как нейромаркетинг помогает продавать в интернете без вложений
Альфа Эксперт
Как правильно организовать доставку товаров в интернет-магазине