Как создать устойчивую бизнес-модель в наше время

Альфа Эксперт
23 Декабря 2021
Поделиться с коллегами

О том, как компании наладить работу в условиях экономической турбулентности и создать устойчивую бизнес-модель в наше время, рассказал кандидат экономических наук, вице-председатель Совета директоров компании International Lingerie Group Дмитрий Дичковский в ходе онлайн-конференция «Вызовы будущего».


Дмитрий Дичковский, фото: ta-aspect.by

Эксперт предложил и прокомментировал чек-лист действий, который поможет в создании успешной бизнес-модели.

Долгосрочное видение. Оно строится на понимании того, что происходит в отрасли, кто является конкурентом, что происходит в голове покупателя, как современные тенденции меняют потребительские предпочтения. На основании этого видения в компании формируется предположение, как будет развиваться отрасль, рынок в целом, бизнес и клиенты.

Важно, чтобы долгосрочное видение было частью бизнес-процессов компании. Попытка понять, что ее ожидает впереди, дает больше уверенности и комфорта по отношению к будущим событиям.

Глубинное понимание потребностей своих клиентов. Мы ставим на первый план клиентскую проблему, которую пытаемся решать. Соответственно, если мы решаем ее успешно, то создаем пользу. Получается достаточно устойчивая модель, которая позволяет финансово окупать затраты и формировать добавленную стоимость для того, чтобы развивать бизнес.

Создание ценностей для клиента на всех этапах. Есть такой инструмент, как Customer Journey Map (карта пути клиента). Он позволяет увидеть взаимодействие клиента с компанией, с продуктом, услугой на разных этапах: от поиска, выбора, заказа, доставки, до возврата и утилизации. Когда мы рассматриваем устойчивость модели бизнеса, важно, чтобы клиент получал максимальную пользу и удобство на каждом из этапов. Если где-то ему будет некомфортно, он найдет другую компанию и модель, которая будет отвечать его требованиям.

Работа с персоналом, сотрудниками и талантами. В настоящее время кардинально меняются функции руководителя компании, СЕО. 20-30 лет назад руководителями крупных предприятий были, в основном, технари, в последние 5-10 лет - выпускники MBA, которые знают маркетинг, финансы, управление производством. Сегодня все это уходит на второй план, на первый план выходит модель руководителя как тренера. Руководитель компании сегодня – это человек, который формирует команду, каждый член которой компетенциями и знаниями в своей области обязан превосходить своего тренера. Но только их слаженная работа позволит достигать заметных результатов.

Чтобы эти результаты проявлялись, директору уже не надо ставить задачи и обозначать ориентиры. Задача СЕО в текущей ситуации - сформировать систему ценностей и культуру компании и команды, которая помогала бы функциональным руководителям правильно принимать решения. Тогда мы создадим хороший фундамент для принятия правильных и своевременных решений. Руководитель не принимает решение за ведущих специалистов, а подводит их к четким решениям, которые идут на пользу компании, команде, бизнесу в целом. Это глобальное изменение, которое нас ожидает. Мы понимаем, что эти компетенции нужно будет каким-то образом формировать.

Итак, ключевые качества современного руководителя:

- эмоциональный интеллект;

- инновационное мышление;

- комплексное решение проблем;

- лидерство и социальное влияние;

- коммуникативные навыки;

- критическое мышление;

- компетентность и оптимизм.

Реинвестиция прибыли. Это важная предпосылка для создания устойчивой бизнес-модели. Сегодня прибыль сжимается. Задача руководителя - вернуть бизнес на прежнюю скорость движения. Для этого очень важно все, что позволяет зарабатывать, возвращать в бизнес, потому что сейчас - хороший этап для завоевания доли рынка, получения лучших технологий, самых талантливых специалистов.

Внедрение современных технологий и цифровых решений. Очевидно, что в самое ближайшее время все базовые операции будут оцифрованы. Простые операции будут решаться за счет работы автоматов, искусственного интеллекта, алгоритмов, это данность. Соответственно, только работы самого высокого уровня будут проводиться людьми. Например, в банковской сфере десятки операций уже оцифрованы и обмен валюты либо открытие депозитов можно совершать онлайн. Но если вопрос касается финансовой экспертизы, инвестиций или комплексных продуктов, нужно встречаться с экспертами, задавать вопросы. В будущем мы столкнемся с тем, что простыми вещами будут заниматься роботы и искусственный интеллект, а что касается комплексных вещей, их будут решать люди. Здесь появляется резкое повышение требований как к самим сотрудникам, которые будут решать эти комплексные проблемы, так и в целом к руководителям всех рангов, которые будут формировать эти команды.

Основные моменты для того, чтобы руководитель создал устойчивую бизнес-модель, чек-лист:

- долгосрочное видение;

- глубинное понимание потребностей своих клиентов;

- создание ценности для клиентов на всех этапах;

- привлечение лучших талантов с максимальны использованием их компетенций и опыта;

- реинвестиция прибыли;

- современные технологии и цифровые решения;

- диверсификация доходов;

- современные маркетинговые стратегии и ребрендинг по необходимости;

- приверженность ценностям компании со стороны сотрудников;

- оптимизация бизнес-процессов и операций.

Приведенные выше нормы так или иначе проявлялись на тех или иных этапах жизнедеятельности компаний. Но сегодня то время, когда все они будут работать, если находятся на хорошем уровне в компании в комплексе. Сегодня в условиях удаленной работы сложнее формировать культуру и ценности, нежели ранее. Удаленные инструменты осложняют внедрение правильной культуры для принятия решений и формирования правильного командного духа, если есть провалы по каким-то другим вопросам. Например, если в компании не работает логистика, то сложно говорить о каком-то долгосрочном видении. Это комплексное предложение, которое позволяет видеть устойчивые бизнес-модели, наблюдать, как они развиваются.

Иллюстрация: mybiznescentr.ru


Альфа Эксперт
Можно ли нанимать бывших сотрудников
Альфа Эксперт
Как вывести на рынок новый продукт
Альфа Эксперт
Как управлять увольнениями