Оценка персонала в малом бизнесе. Результативность

Альфа Эксперт
04 Октября 2021
Поделиться с коллегами

В предыдущих номерах Альфа-дайджеста мы рассмотрели:

№23 от 28.06.2021. Аттестация, как форма оценки. https://client-club.by/education/articles/otsenka-personala-v-malom-biznese/

№ 24 от 05.07.2021. Общие подходы к оценке персонала коммерческой организации. https://client-club.by/education/articles/otsenka-personala-v-malom-biznese-2/

В очередной статье цикла «Оценка персонала в малом бизнесе» рассмотрим наиболее часто применяемые подходы к оценке результативности на примере сотрудников отдела продаж. KPI – это не только вариант системы мотивации. При грамотном внедрении данной системы ее можно использовать для оценки результативности работника и влиять на уровень прибыльности компании как в текущей работе, так и на горизонте стратегического планирования.

Часть 3. Оценка результативности и эффективности

3.1. В чем заключается цель оценки результативности?

Применим методику 5 вопросов «для чего».

Для чего наниматель оценивает работника? - Чтобы понять, как он выполняет свою работу.

Для чего нужно знать, как работник выполняет свою работу? - Чтобы правильно ее оплачивать.

Для чего необходимо правильно оплачивать выполненную работу? - Чтобы мотивировать персонал на поддержание/повышение эффективности работы.

Для чего нужно мотивировать персонал на эффективную работу? - Чтобы повысить эффективность использования ресурсов или избежать их нерационального расхода.

Для чего нужно повышать эффективность использования ресурсов? - Ответ на этот вопрос уже из области бизнеса: максимальная отдача от вложений максимизирует прибыль.

Таким образом, оценивая результативность работы персонала, наниматель способствует повышению прибыльности компании.

 

3.2. Что необходимо для объективной оценки результативности работника?

По сути, это является алгоритмом для формирования KPI.

1) Разобраться с перечнем обязанностей: за какие из них работник реально несет ответственность и значимо влияет на результат. Выполнение именно этих задач следует оценивать.

2) Оценить, насколько каждая из этих задач (или функций) влияет на успешность подразделения или компании в целом. Расставить веса показателей, исходя из общего объема 100%.

3) Выделить количественные показатели. Определить инструменты для измерения, например:

Показатель

Ед. измерения

объем продаж

в суммах или штуках

сроки исполнения (промежуточные и/или конечные);

кол-во дней или даты

изменение дебиторской задолженности

в суммах или процентах

понесенный или предотвращенный ущерб

в расчетных суммах

количество жалоб

в штуках

количество ошибок

в штуках или суммах

объем штрафных санкций

в суммах

И т.д.

 

4) Выделить качественные показатели. Установить индикаторы выполнения. Определить формы оценки: исполнено – не исполнено или экспертная оценка. Во избежание недопонимания со стороны сотрудника и субъективной оценки со стороны руководителя рекомендуется установить стандарты. Например:

Состояние точки продаж:

- чистота пола, окон, прилавка и т.п. (по 10 бальной системе);

- наличие воды и одноразовых стаканов в кулерах (да/нет);

- наличие одноразовых масок для клиентов (да/нет);

- состояние отопления и кондиционирования (по 10 бальной системе);

- и.т.п.

Выкладка товаров:

- соблюдение стандарта и отклонение по срокам заполнении полок (по 10 бальной системе);

- оценка местонахождения товаров по установленным требованиям/стандартам (по 10 бальной системе);

- оценка презентабельности раскладки товаров по установленным требованиям/стандартам (по 10 бальной системе);

- наличие/отсутствие просроченных или испорченных товаров (да/нет);

- и т.п.

5) Установить плановые показатели на оцениваемый период, исходя из стратегии компании, ее текущих потребностей, конъюнктуры рынка, а также уровня квалификации исполнителей.

Система измерения результатов работы должна быть понятна работникам и руководителям.


Бесплатный сервис от Альфа-Банка «HR советник» - для успешной работы вашей компании: если вам нужен практический совет или рекомендация в сфере работы с персоналом или кадрового оформления, то вы можете отправить заявку на консультацию по ссылке http://opros.so/dGH7  или пройти по QR-коду:

                                                                                                                                                                         



Альфа Эксперт
Как проверить и улучшить юзабилити сайта
Альфа Эксперт
Бизнес как шоу, искусственный интеллект и битва за поколение Z. Ведущие тренды маркетинга
Альфа Эксперт
Главные правила продающих сайтов