Все о рынке е-коммерс в Беларуси. Факторы роста и перспективы развития

Альфа Эксперт
05 Октября 2020
Поделиться с коллегами

В Беларуси рынок электронной торговли в 2020 г вырастет на 30% до 2,2 млрд бел руб и составит 4,5% от объема розничных продаж. Об этом в ходе конференции Ecommerce Day 2020 сообщил руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич.

 Он отметил, что в 2020 г онлайн-продажи в Беларуси показывают самые высокие темпы роста с 2018 г. Интерес к интернет-покупкам ускорили два фактора: белорусы стали чаще заказывать онлайн во время самоизоляции и стремились избавиться от рублевых накоплений из-за роста курса белорусского рубля по отношению к доллару.

 По оценке Deal.by, в сравнении с прошлым годом за январь-август 2020 г товарооборот в секторе интернет-торговли в Беларуси вырос на 30% в то время, как в целом в рознице прирост составил 2,7%.

 По прогнозам экспертов, к концу 2020 г интернет-продажи в Беларуси могут составить 2,2 млрд бел руб и составить 4,5% от всего розничного товарооборота (по итогам 2019 г доля интернет-торговли была 3%).

 Вырос спрос на еду, электронику и спорттовары

 Согласно исследованию интернет-покупателей Беларуси, которое провел Deal.by, за последний год 50% жителей страны совершили хотя бы одну покупку в интернете. Больше всего онлайн-покупки совершают в Гомельской, Брестской и Могилевской областях: 24%, 21% и 21% жителей этих регионов соответственно отметили, что стараются большинство покупок совершать в интернете. Наименее всего - в Гродненской области (14%).

 Наиболее популярными категориями для онлайн-покупок остается техника и электроника, одежда, обувь и аксессуары, косметика и парфюмерия, доставка готовой еды и товары для детей. Заметнее всего в 2020 г вырос спрос на технику и электронику, средства ухода за собой, доставку готовой еды и спортивные товары. 


Рис.: изменение спроса в части онлайн-покупок, наиболее популярные позиции, здесь и далее – Deal.by

 Все больше людей заказывают онлайн мебель и товары для дома, автотовары и материалы для строительства и ремонта — количество людей, покупающих эти категории в интернете, стабильно растет три года подряд.


Рис.: изменение спроса в части онлайн-покупок, наименее популярные позиции

Средний чек одной покупки в белорусском интернет-магазине составляет около 70 бел руб - это в 3,5 раза больше, чем при покупке на зарубежных площадках. Эксперты объясняют это тем, что значительную долю покупок в белорусских интернет-магазинах составляет дорогостоящая бытовая техника и электроника, в то время как за границей пользователи предпочитают покупать недорогие вещи, основная масса которых вписывается в ценовой диапазон до 22 евро, что позволяет приобретать их без растаможки.

Белорусы предпочитают рассчитываться за покупки в интернете по факту. Такой способ оплаты обычно используют 65% интернет-покупателей. Только каждый пятый пользуются безопасной сделкой, когда площадка гарантирует, что покупатель получит товар, а продавец - деньги. Наименее охотно белорусы платят по предоплате - так обычно рассчитываются только 14% пользователей.

Способы доставки товаров, приобретенных онлайн, чаще всего зависят от места покупки: заказы с китайских сайтов и Aliexpress чаще всего доставляют бесплатно в отделение почтовой службы. При покупках в белорусских интернет-магазинах предпочтение отдается бесплатной курьерской доставке или самовывозу.

Рис.: способы доставки последней покупки, в % от ответов на вопрос о доставке

Онлайн: ниже цены и выбор больше

 Как отметил Маринич, главными причинами покупки в интернете являются цена и большой выбор. Так, среди тех, кто за последний год покупал одежду в интернете, 73% отметили, что в онлайне ниже цены и больше выбор, чем в обычных магазинах. Также белорусы больше всего ценят в интернете: возможность никуда не ходить и удобную доставку.

   

Рис.: мотивы для онлайн-покупок, в % от числа интернет-покупателей

Основные барьеры, которые, по мнению белорусов, мешают им покупать онлайн: нельзя увидеть товар, сложно уточнить через интернет важные характеристики и удобнее купить в обычном магазине. Но с каждым годом влияние этих факторов на покупателей уменьшается, а сильнее всего с 2018 г упало значение таких характеристик, как «нет времени ждать доставку» и «нет гарантии от подделок».

 Маринич поделился прогнозом, согласно которому в текущем году популярную китайскую площадку Aliexpress обойдет по объему оборота на белорусском рынке отечественный интернет-гипермаркет 21vek.

По расчетам, 21vek.by получит выручку 250-300 млн долл, AliExpress - 220 млн долл. Еще один крупный игрок на рынке e-commerce Wildberries заработает около 150 млн долл.


Альфа Эксперт
Как успешно продавать через Телеграмм
Альфа Эксперт
Кому, что и как продавать онлайн
Альфа Эксперт
Как использовать подкасты в продвижении бизнеса